О преподавании русского языка в 5-х классах

Реформирование системы образования повлекло за собой изменения в подходах к изучению языка.

Самая существенная особенность современного образовательного процесса – усиление внимания к речевому развитию, формированию коммуникативной компетенции школьников.

Происходящие изменения в языковой образовательной среде отражает следующая схема: от обучения языку – к обучению речи, затем обучению речевой деятельности и далее – к обучению общению.

Данный подход определил новые аспекты лингводидактики: освоение языка и текстов, на нем созданных, как феномен культуры; усвоение национально-культурной специфики языковых единиц; овладение русским речевым этикетом и нормами речевого общения. Все это легло в основу новых программ по русскому языку 2013 года и созданных к ним учебникам.

Особенностью построения современных учебников является использование текста как средства, формирующего образовательное пространство урока русского языка, т.е. текст, во-первых, создает развивающую речевую среду урока; во-вторых, является источником новых знаний о функциях грамматических форм при изучении нового материала и школой стилистического употребления языковых единиц при формировании речевых умений; в-третьих, влияет на процесс диалогизации обучения.

В связи с этим в учебниках представлен большой теоретико-практический материал по строению текста. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с темой и основной мыслью текста, анализируются смысловые отношения между предложениями и их последовательность в тексте, разграничиваются функциональные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Введены понятия монологической и диалогической, устной и письменной речи.

Кроме речеведческих понятий, в учебниках представлен материал для проведения письменных работ: изложений и сочинений-миниатюр с различными творческими заданиями (сочинение-миниатюра с опорой на текст-образец, устное сочинение по картине и др.).

Завантажити повну версію документа

20 comments

  1. Новак А.А. коментує:

    Спасибо большое за проделанную работу! Особенно мне понравились такие виды деятельности: работа с текстом, развитие диалогической речи, сочинения- миниатюры.

  2. Школьник Тетяна Петрівна коментує:

    Здравствуйте, Татьяна Тимофеевна!
    Прочла Вашу статью. Большое спасибо.
    Буду применять Ваши рекомендации в своей работе. Прекрасные тексты по развитию речи.

  3. Ладычко Насиба коментує:

    С точки зрения современности и упрощенности очень трудно обучать детей по старым учебным программам.Поэтому учебник русского языка для 5 кл.2013 года является своевременным ,так как в нем схемы в языковой образовательной среде построены с соблюдением последовательности,особенно для учащихся 5кл.Ведь именно там и начинается построение фундамента основных знаний.

  4. Дух Е. В. коментує:

    Очень благодарна за статью, а главное – за работу с текстом по различным типам речи, за разнообразные творческие задания с применением знаний о лексике и орфографии. Обязательно буду использовать данный материал в своей деятельности.

  5. Большое спасибо за статью!
    З точки зрения современности и упрощенности очень трудно обучать детей по старым программам и учебникам. Особенность современного общеобразовательного процесса – усиление внимания к речевому развитию, формированию коммуникативной компетенции школьников. Особенностью построения современных учебников является использование текста. Учебник для 5 класса является своевременным. В нем представлены теоретико-практический материал по строению текста, материал для проведения письменных работ.
    Нестандартные задания делают уроки русского языка интересными. Буду использовать нестандартные задания на своих уроках.

  6. Лещенко С. А. коментує:

    Очень полезно и актуально

  7. Орлянская коментує:

    Спасибо за статью.
    Очень понравились нестандартные задания.
    Буду применять их в своей работе.

  8. Дудинська коментує:

    Благодарю за статью. Она помогла мне закрепить те знания, которые получила на Ваших лекциях.Обязательно эти разнообразные формы задания буду использовать в своей работе.

  9. Большое спасибо за статью. Работая в международной школе, мы применяем самые различные методики преподавания, включая методику преподавания русского как иностранного.Коммуникативный подход в обучении языку дает очень хорошие результаты. Особенно нам понравились Ваши разработки письменных работ.

  10. Бойко Марина Аймановна коментує:

    Искренне благодарна за познавательную статью,которая, как и ваши лекции, углубила мои знания и навыки в преподавании русского языка. Буду использовать нестандартные задания в своей работе.

  11. власова людмила коментує:

    Благодарна за столь познавательную статью. Работаю по учебнику Поляковой и весьма им довольна. Но статья превысила мои ожидания и давет в руки большой дополнительный, интересный материал для уроков. Спасибо!

  12. Людмила Булатнікова коментує:

    Курсы русского языка я считаю очень нужными для учителя.Статья является полезной с познавательной точки зрения. Знакомит со структурой новых учебников русского языка и разнообразным дополнительным материалом, который можно использовать на уроках. Спасибо!

  13. Ирина Людовик коментує:

    Благодарю за осуществляемый подход к рассмотрению учебного материала на примере целостного анализа текстов. Безусловно важно формирование коммуникативной компетенции, а в работе с текстами – развитие творческих способностей учеников.

  14. Новак Л.П. коментує:

    Внимательно ознакомилась со статьей. Многие методы работы мне знакомы, но есть интересные материалы. Понравились нестандартные задания. Буду применять на своих уроках.Спасибо за вашу работу.

  15. Савенко Н.Г. коментує:

    Обратила внимание на тему “Речевой этикет”. Понравилось стихотворение Л.Усачева. Использую его на своих уроках. Благодарю за статью.

  16. Інна Балог коментує:

    Огромное спасибо Татьяне Тимофеевне за познавательную, интересную и, главное, полезную информацию! Сейчас очень важно научить детей грамотно выражать свои мысли и чувства, а также привить интерес к чтению. Поэтому подборка текстов и заданий к текстам требует особого внимания! Также отдельное спасибо за подборку нестандартных заданий здесь и на лекциях!

  17. Людмила Булатникова коментує:

    В статье приведены рекомендации и подходы, прим еняемые при разработке разнообразных творческих заданий с использованием современной лексики и орфографии, которые могут быть очень полезными в повседневной практике учителя. Спасибо за статью.
    Людмила Петровна Булатникова

  18. Семенюк Л.А. коментує:

    Татьяна Тимофеевна, Вы как всегда – неисчерпаемый источник интересных моментов на уроке, “изюминок”! Очень интересная статья, очень нужная, полезная, всё можно использовать на своих уроках. Особенно понравились образцы заданий к изучению речеведческих тем в 5 классе. Спасибо Вам большое! Творческих Вам успехов, новых достижений и признаний!

  19. Лагуш Людмила коментує:

    На современном уроке школьников нужно учить учиться, а затем на практике применять полученные знания.Татьяна Тимофеевна предлагает большой выбор интересных языковых заданий, которые вынуждали бы детей не только высказывать свои суждения, но и эмоционально воспринимать ситуацию, ибо, не разбудив сердце, не разбудишь и ум. Буду использовать нестандартные задания в своей работе.
    C благодарностью, Лагуш Людмила

  20. Светлана Гапич коментує:

    Татьяна Тимофеевна! Большое спасибо за статью. Работая в школе с разными формами обучения(вечерней, заочной. экстернат), мы применяем самые различные методики преподавания, включая методику преподавания русского как иностранного.Коммуникативный подход в обучении языку дает очень хорошие результаты. Особенно нам понравились Ваши разработки письменных работ.Сейчас очень важно научить детей грамотно выражать свои мысли и чувства, а также привить интерес к чтению. Поэтому подборка текстов и заданий к текстам требует особого внимания!

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *


*