Моделирование урока русского языка в технологии развития критического мышления

Какой должна быть школа сегодня, чтобы в ней было комфортно и ученику, получающему знания, и учителю, эти знания дающему, чтобы родители, доверяющие ей своих детей, были уверены в необходимости получения ими знаний именно в школе и знали, что они пригодятся ребёнку в жизни? Это должна быть такая школа, где личность ребёнка будет в центре внимания педагогов, где его не просто «напичкают» знаниями, а научат эти знания добывать самостоятельно и успешно применять их в течение всей жизни.  

Современный учитель должен руководствоваться принципом, высказанным английским философом, педагогом Д. Локком: «Учите ребёнка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит». Потому что сегодня обществу нужны люди образованные, предприимчивые, умеющие анализировать свои действия,  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, к любому виду коммуникации, обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание и быть готовыми к постоянному обновлению своих знаний, к непрерывному поиску.

Отсюда вытекает необходимость по-новому строить отношения ученика и учителя. Сегодня ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке должен стать главным действующим лицом в его ходе. Учитель же призван осуществлять управление процессом обучения, быть консультантом и вдохновителем учащихся. Особую актуальность приобретают теперь слова американского писателя Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как же строить свою деятельность учителю, ясно понимающему необходимость перемен в ней, горячо стремящемуся стать учителем, который вдохновляет? Тем более в условиях неизменной классно-урочной системы обучения, основанной Я. Коменским ещё 400 лет назад, когда основной формой обучения в школе по-прежнему остаётся урок? В этих условиях представляется необходимым и злободневным задуматься о том, что такое урок и что в нём можно изменить, обновить.

Известный педагог и писатель ХХ века Н. М. Верзилин писал: «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». И с ним трудно не согласиться. Урок – это организационный центр всего учебного процесса.  

Завантажити повну версію документа

13 comments

  1. Орлянская коментує:

    Спасибо за интересную и содержательную статью.Узнала о новых приемах и методах попробую использовать их на своих уроках.

  2. Орлянская коментує:

    Спасибо за интересную и содержательную статью.Узнала о новых приемах и методах, попробую использовать их на своих уроках.

  3. Тарасенко Татьтяна коментує:

    Интересно и полезно! Технология развития критического мышления помогает строить свою деятельность учителю, понимающему необходимость перемен, вдохновляет!

  4. Матвиенко Наталия коментує:

    Спасибо автору за четкое и конкретное изложение материала. Сразу все становится простым и понятным, что значительно облегчает работу учителя.

  5. Наталія Щипакіна коментує:

    В работе подробно раскрыты способы организации обучения в технологии критического мышления. Можно использовать в учебном процессе общеобразовательных заведений разного уровня. Современно и доступно.

  6. Дудинська коментує:

    Спасибо за статью. Узнала много интересного о новых методах, формах. приемах. Всегда рада встречи с Вами.

  7. Дух Е. В. коментує:

    Спасибо за чудесный материал. Информация излагается доступно, интересно, ярко, увлекательно.Четко показывается использование современных методов и приёмов в ходе проведения урока, модель урока и применение технологии критического мышления. Особая благодарность за удивительный рассказ “Сердце матери”.

  8. Ладычко Насиба коментує:

    Система суждений,которая используется для анализа вещей и событий с формированием обоснованных выводов и позволяющая выносить обоснованные оценки,интерпретации,а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам!!!Такой тип мышления педагог просто обязан развивать у детей,это приведет к САМОДИСЦИПЛИНЕ,САМООЦЕНИВАНИЮ,САМОКОНТРОЛЮ и САМОКОРРЕКТИРОВКЕ!

  9. Наталья Энгстрем коментує:

    Благодарю за материал. Всё понятно и доступно. Использование подобных приёмов на уроках, уверена, очень быстро даст свои результаты. Ведь ученики сейчас очень часто не могут высказать свою мысль, не хватает словарного запаса, многие не уверены в себе. А благодаря приёмам технологии критического мышления у них будут наблюдаться явные улучшения в коммуникации.
    Прекрасные, трогательные тексты. Детям захочется это обсудить, захочется делать предположения и выводы. Воспитательный момент тоже очень важен. Спасибо!

  10. Печонкіна Ірина коментує:

    Спасибо автору. Очень интересные новые методы и формы работы на уроке.Хорошая подборка текстов.

  11. Бойко Марина Аймановна коментує:

    Моя искренняя благодарность автору статьи за логичность изложения материала. Критический тип мышления необходимо развивать у учеников для формирования успешной личности.

  12. Людмила Булатнікова коментує:

    Четкие и конкретные рекомендации относительно обучения критическому мышлению значительно облегчает изложение материала учителем на уроке в его повседневной практике.Приятно, что автор использует современные подходы в обучении русскому языку.Современно и понятно. Спасибо.
    Булатникова Людмила Петровна

  13. Лагуш Людмила коментує:

    Благодарю автора за прекрасную статью. Познавательно, интересно, актуально. Отличная подборка текстов.
    С благодарностью, Людмила Лагуш

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *


*