Удовлетворять потребность в общении. Работа над развитием диалогической речи учащихся в обучении русскому языку

Характер современного языкового курса во многом зависит от того, в какой степени осуществляется в нем развитие как монологической, так и диалогической речи. Обе формы речи представлены в школьных программах и критериях оценивания учебных достижений учащихся, однако известно, что диалогической речи уделяется сравнительно меньше внимания, для чего, как представляется, нет достаточных оснований. Для реализации коммуникативной направленности обучения необходима равная представленность монологической и диалогической речи, так как только в совокупности они обеспечивают полноценное владение языком.

Диалогическая речь – это «форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта» [1]. Говорящий требует постоянной обратной связи со своим адресатом, подтверждения интереса, внимания, готовности продолжать беседу, умения поддержать ее. Диалог является первичной формой языкового общения, он «генетически восходит к устно-разговорной сфере, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения» [Там же], широкое использование интонации, мимики, жестов, которые могут заменять слово.

Вид коммуникативного взаимодействия, в котором участвуют не два лица, а три и больше лиц, называют еще полилогом. Разграничение диалога и полилога проводится не всегда, во многих случаях диалогом считают разговор двух и более участников общения. «До недавнего времени считалось, что полилог организован по тем же правилам, законам, стратегиям, что и диалог. Лишь в 80-е годы прошлого столетия обнаружили, что организация полилога, его начало, течение, завершение, движение в нем информации и т. д. существенно отличаются от аналогичных составляющих диалога» [2, с. 82]. Исследование полилога активизировалось в связи с интересом к проблемам взаимодействия в малых группах (от 3 до 10-15 человек). Особенностью полилога является то, что он должен обеспечивать примерно одинаковое участие в коммуникации членов группы, хотя и молчание участника в отдельных случаях может быть действенным фактором в решении какой-то задачи. Высказывание одного из участников полилога адресовано не одному из них или не только одному из них, а всем членам группы, которые должны чувствовать себя активными участниками общения, вслушиваться в то, что говорится, даже если оно адресовано кому-то одному из них, быть готовыми включиться в обсуждение с учетом всего сказанного.

В обычных (неучебных) ситуациях монолог и диалог используются как в устных, так и в письменных высказываниях. Диалог более свойственен устной разговорной речи, но он представлен и в письменной речи – в художественных, публицистических, научно-популярных произведениях и др. Монолог, наиболее широко используемый в письменной речи, нередко встречается и в устной речи, например, в выступлениях на собраниях, на радио и телевидении, а зачастую и в разговорной речи, как часть диалога, когда один из собеседников что-то доказывает, приводит аргументы или рассказывает о каком-то событии, описывает что-то, а второй, не перебивая, слушает.

На уроках используются диалоги и полилоги, различные по составу участников, содержанию, мотивации. Самым обычным является диалог учителя с учеником или полилог (учитель – ученики), которые выполняют разнообразнейшие функции: от объяснения материала по теме до воспитательного воздействия или – в отдельных случаях – применяется для неформального общения со школьником. С расширением сферы использования парной и групповой работы на уроках все чаще обращаются к диалогам и полилогам между учащимися.

Однако в целом развитию диалогической речи в обучении родному и близкородственному второму языку не уделяется особого внимания; об этом свидетельствуют и наблюдения на уроках, и анализ учебников, в которых преобладают монологические тексты, задания на анализ и составление монологических высказываний.

Завантажити повну версію документа

11 comments

  1. Матвиенко Наталия коментує:

    Работа над развитием диалогической речи хотя и сложная, но может быть очень интересной, если прислушиваться к рекомендациям автора и применять их на практике.

  2. Ладычко Насиба коментує:

    Сегодня дети не готовы обсуждать любые темы на уровне героев Пушкина и Толстого,Лермонтова и Чехова,так как не имеют достаточного словарного запаса,общаются между собой символами ,сокращенными словами,и поэтому им сложно выразить то ,что они думают.Это целое поколение такое,не надо этого пугаться и паниковать!просто больше общайтесь с детьми и выводите их на тот уровень,которым владеете вы)а диалог в этом поможет)))

  3. Лещенко С. А. коментує:

    Развитие умения строить диалог– одна из важнейших задач учителя-практика

  4. Орлянская коментує:

    Материал статьи очень актувлен, так как общество нуждается в людях, умеющих вести диалог, общаться.

  5. Целиком поддерживаю автора статьи в том,что диалогическая и полилогическая речь находится не на должном уровне в обучении языку. Сегодня нашей задачей является развитие и углубление данных навыков на уроках русского языка.

  6. власова людмила коментує:

    Наши дети не умеют обсуждать любые темы на нужном уровне, так как не имеют достаточного словарного запаса. Читают мало, все заменяет картинка ,общаются между собой суржиком ,сокращенными словами, и поэтому им сложно выразить то, что они думают. Это поколение такое, следующее учтет эти ошибки. Общение с детьми поможет в этом, а диалог в первую очередь

  7. Поддерживаю автора статьи в его стремлении к реализации коммуникативной направленности обучения, в котором необходимо развитие как монологической, так и диалогической речи. Общение учеников друг с другом и с учителем является особенно актуальным сегодня, когда ученики, как правило, большую часть времени проводят за играми на компьютерах, и языковое общение при этом, практически, равно нулю. Поддерживаю автора.Спасибо
    Булатникова Людмила Петровна

  8. Федосенко И.С. коментує:

    По давно сложившейся традиции диалогической речи в обучении отводилась роль второго плана. Сегодняшний день предлагает новые формы коммуникаций и придает диалогу особое значение. Предложенное в статье размещение акцентов демонстрирует прежде всего понимание современной ситуации и глубокое знание психологии.

  9. Ирина Людовик коментує:

    Внимание акцентировано на главных этапах уроков словесности, связанных с их коммуникативной направленностью. Большое спасибо за методические рекомендации!

  10. Кириченко Ольга коментує:

    Развивать умение диалогической речи в условиях компьютеризации на уроках языка помогают групповые задания!

  11. Кириченко Ольга коментує:

    Развивать умение диалогической речи в условиях компьтеризации на уроках языка помогают задания в группахю

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *


*