Быть понятным для других. Коммуникативное использование речи в обучении

Основной целью обучения русскому языку является формирование умений использовать речь в коммуникативных целях. Имеется в виду широкое значение понятия «коммуникация» – включающее не только непосредственное (слушание, говорение), но и опосредованное общение (чтение, письмо). Для достижения этой цели необходимо обеспечить учащимся возможность применять речь не только для выполнения специальных упражнений, но и для осуществления коммуникации в процессе организации:

– игровых видов деятельности;

– слушания, чтения молча незнакомого текста «для интереса»;

– чтения вслух незнакомого слушателям текста;

– устного обсуждения интересных и важных для школьников текстов и ситуаций;

– письма в коммуникативных целях;

– сочинения стихотворений, сказок, рассказов.

При этом могут быть использованы коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности, в которой степень самостоятельности учащихся должна быть высокой; особое значение должно быть уделено организации работы в парах и небольших группах [1; 2].

Игровые виды деятельности

Такие виды деятельности целесообразно широко использовать не только в начальных и 5-6 классах, но и в последующие годы обучения, причем это должны быть такие игры, обязательной составляющей которых является речь. Например:

1. «Где спрятали?» Двое-трое учащихся выходят за дверь, остальные договариваются, куда спрятать предмет. Входящие, чтобы найти спрятанное, должны задавать вопросы и, выслушав ответы (они должны соответствовать действительности), направляют свой поиск.

2. «Что я начал(а) рисовать?» Учитель делает на доске несколько штрихов, линий, которые можно принять за незаконченное изображение какого-либо предмета, намек на него. Дети высказывают предположения о возможном продолжении рисунка и объясняют, почему они так думают. Элементарным примером может быть волнистая линия, которая может быть превращена в скакалку, змею, лыжный след от слаломного спуска и др.

3. «Сделайте по инструкции!» Один из учащихся рассказывает, как сделать какой-то предмет (например, фигурку из бумаги), что-то нарисовать по клеточкам и под., при этом он описывает шаг за шагом способ выполнения. Остальные слушают и выполняют указанные действия.

Завантажити повну версію документа

7 comments

  1. Ладычко Насиба коментує:

    “Покуда человек не говорит,неведом дар его,порок сокрыт”(Саади)Главная задача школы на современном этапе-научить ребенка учиться,помочь увидеть глубину изучаемой темы,вовлечь в творческий процесс,научить выражать свои мысли,чувства,переживания,делиться опытом ,и наконец,уметь и хотеть общаться ,в этом помогут учителю разные виды деятельности, описанные в этой статье.

  2. В своей практике преподавания русского языка как иностранного мы также стараемся применять описанный Вами подход в обучениии. Он развивает не только языковые навыки, но и помогает устанавливать межпредметные связи, улучшает мыслительные процессы и повышает интерес к изучению предмета.Таким образом мы стимулируем учеников к общению на иностранном для них языке.

  3. Замечательная статья И.Ф.Гудзик о коммуникативном использовании речи в обучении, в которой предлагаются интересные виды деятельности, позволяющие мотивировать изучение языка, объединяющие различные области знаний и дающие более полную картину. Очень важно в современных условиях научить ребят высказывать свои мысли не только устно, но и письменно. Именно письмо в коммуникативных целях, когда ученики пишут, свободно высказывая мысли, не боясь допустить ошибку, формирует эти умения. Практически все виды легко трансформируются, в зависимости от целей и задач урока, и могут быть применимы и учителями-новичками, и опытными учителями.

  4. Я тоже полагаю, что основной целью обучения русскому языку является формирование умений использовать речь в коммуникативных целях.Ведь мы учимся для того,чтобы общаться.Слушание, говорение, чтение, письмо- все это учит понимать других и формулировать свои мысли.Вместе с тем для того, чтобы этого достигнуть, я считаю полезными предложенные автором различные специальные подходы и творческие коллективные игры. Все это считаю нужным для применения в повседневной учительской практике.Спасибо.
    Людмила Петровна Булатникова

  5. Федосенко И.С. коментує:

    В современных условиях уверенная позиция учителя напрямую связана с организацией индивидуальной интеллектуальной деятельности учеников. Коммуникативное расширение учебного общения, детально изученное автором статьи, создает правильную основу для гармоничного развития социальных навыков.

  6. Ирина Людовик коментує:

    Для учеников 5-6-х классов особенно важно включение игровых элементов урока, а также фрагментов эйдетики при изучении теории. Коллективные и индивидуальные формы деятельности создают необходимые условия для восприятия учебных вопросов. На основе такого подхода трудное становится интересным.

  7. Валентина Диденко коментує:

    С интересом ознакомилась с работой И.Ф. Гудзик”Быть понятним для других”. Тема очень актуальна. Меня заинтересовали такие формы работы, как письмо в коммуникативных целях (“свободное письмо”), слушание с предугадыванием, свободное чтение “своего” текста.
    Спасибо за советы.
    С уважением Диденко Валентина Евгениевна

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *


*